В данной статье рассматриваются правила безопасного пользования комплексом, и в частности, правила падения с него.
Каковы основы безопасного поведения детей на спортивных комплексах?
Этот вопрос постоянно задают себе родители, особенно на первом этапе освоения спортивного комплекса. А ведь ребёнок с первых дней жизни, по мере освоения различных видов движения, сталкивается с опасностью удариться, споткнуться, упасть. И эта опасность преследует нас всю жизнь, как в бытовых ситуациях, например, на скользкой лестнице, на сырой траве или на обледенелой дороге зимой, так и при спортивных занятиях в футболе, хоккее, лёгкой атлетике, вольной борьбе, самбо, дзюдо и других видах спорта.
По мере развития скелетно-мышечной системы у подвижного ребёнка будут формироваться навыки ловкости, силы, выносливости, а с хорошей координацией движений различных частей тела придёт и умение надёжно и быстро ориентироваться в пространстве. Важно своевременно научить ребёнка правильно падать, владеть своим телом при потере равновесия. Научить этому не такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, – гимнастических матах, борцовском ковре и т.п. Технику выполнения всех приёмов следует совершенствовать до полного овладения ею. Приведём основные приёмы поведения человека при падении:
- При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.
- Падение вперёд на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если её недостаточно, то дополнительно – верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избежать повреждения коленных суставов.
- Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперёд, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперёд в этом случае переводится в один или несколько кувырков вперёд через плечо. Однако, этот приём технически сложен и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.
- При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперёд. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бок или вперёд на руки.
- При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.
- Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приёмам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.
Важно помнить! Навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм. По статистике повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.
Итак, Ваш ребёнок осваивает спортивный комплекс. Под Вашим присмотром познакомьте маленького человека с подстерегающими его опасностями, чтобы он сам становился осторожным и внимательным. А это куда более надёжная защита от всяческих опасностей, чем самая тщательная опека взрослых. Борис Павлович Никитин, отец-профессионал, вырастивший семерых детей, в своих трудах неоднократно возвращался к вопросам безопасности детей при падении. Приведём часть главы: “Учимся ходить и … падать” из его книги [Никитин Б., Никитина Л. ”Мы, наши дети и внуки”, Москва, ”Молодая гвардия”, 1989 г., стр.81 – 84].
“Первые шаги, сколько радости они доставляют всем: и ребёнку и взрослым! И сколько тревоги… Особенно побаиваются бабушки и мамы: а вдруг упадёт? В мягкой кроватке это не так страшно, а если на твёрдом полу? И помогают. Учат ходить так, чтобы малыш не падал: держат за ручки, за воротник пальто, за шарф, сажают в специальные ходунки или надевают что-то вроде сбруи. И так до тех пор, пока ребёнок не научится ходить. Кому от этого хорошо? Конечно, прежде всего взрослым – так спокойнее. А малышу? Ему от такой “помощи” пользы мало. Ведь движения его скованны, он не чувствует своих возможностей, не узнаёт опасностей и совсем не учится … падать. “А разве этому нужно учиться?” – спросите вы. Обязательно! Потому что бабушка и мама будут рядом не всегда, а в любой беготне, подвижной игре, спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать. Значит, сильный ушиб, травма может быть там, где умеющий падать отделается только лёгким испугом, а то и вовсе такой мелочи не заметит.
Спортсменов, особенно самбистов, акробатов, гимнастов, фигуристов, парашютистов, даже специально учат падать: группироваться, напрягать мышцы, смягчать удар спружиненными ногами, руками, перекатом.
Но вот что интересно: всеми этими приёмами — куда легче, чем взрослые, и без всякого специального обучения — овладевают дети в первые годы жизни, если им позволят. Много раз, видя, как виртуозно умеют падать наши ребята, как хорошо владеют своим телом, мы пытались вспомнить: а с чего же это начиналось? Ведь мы их этому специально не учили.… Но и не мешали им — вот в чём дело!
Очень рано пуская их ползать по полу, позволяя им путешествовать по всем комнатам самостоятельно, мы не могли запретить малышу находить какую-нибудь опору, вставать с пола, а потом… и падать. Такие попытки встать, держась за что-нибудь, дети предпринимали десятки, даже сотни раз. И многие из этих попыток кончаются неудачей — падением.
С самого начала у наших ребятишек это получалось очень ловко и даже немного потешно. Качнувшись назад, малыш легко складывался (точь-в-точь как перочинный ножик) и садился мягким местом на пол, а качнувшись вперёд, выставлял ручки и становился на четвереньки. Когда ручонки сильные, они спружинят, и ни лоб, ни нос до пола не достанут. Чаще всего он при этом не успевал даже испугаться и продолжал путешествие, как ни в чём не бывало. Ни мы, ни малыш этим падениям не придавали никакого значения и не опасались их. Только однажды мы серьёзно испугались
Девятимесячного Алёшу пришлось как-то оставить на целый день у бабушки. А возвратившись домой вечером, без всяких предосторожностей, как всегда, я оставил его на полу посредине комнаты. И тут увидел совершенно необычную картину. Алёша сделал несколько шагов, остановился, качнулся назад и стал падать. Но падал он как-то странно, выпрямившись и закинув голову назад, и поэтому сильно стукнулся головой об пол. В чём дело? Я не мог понять, куда девалось его умение падать.
“Секрет” раскрылся на следующее утро, когда к нам пришла бабушка. Оказывается, она, боясь, что начинающий ходить Алёша может упасть, ходила весь день за ним следом и придерживала его за затылок рукой. Чуть малыш качнётся назад, а тут бабушкина рука, он затылком на неё опирался. Одного дня оказалось достаточно, чтобы Алёша заменил свой способ защиты от ушибов на бабушкин. А в результате шишка на затылке. Этот случай ещё раз убедил нас в том, что от такой “помощи” лучше воздержаться.
И все-таки мы помогали малышам учиться ходить. Не только тем, что пускали их в спортивную комнату, где можно было найти много всяких опор и топтаться вокруг них, мы еще давали малышу два своих пальца. Вначале эти пальцы были твердые, надежные, ребенок цепко держался и ходил со мной, мамой или старшими братишками и сестренками по всему дому. Но через несколько дней, когда ребенок начинал топать довольно уверенно, один из этих пальцев вдруг становился ненадежным, начинал качаться, двигаться, куда его ни потянешь, и уж никак не мог служить хорошей опорой.
Малышу приходилось поддерживать равновесие лишь одной рукой, держась только за “твердый” палец и бросив другой совсем, потому что толку от него было мало. А через некоторое время и вторая рука становилась все менее и менее надежной. Поневоле малышу все больше приходилось рассчитывать на свои силы, и он постепенно начал ходить самостоятельно.”
Возможно, кого-то нам не удалось убедить в большей степени доверять своему ребёнку, пусть ещё маленькому, в самостоятельном познании нашего непростого мира. В таком случае эта проблема больше из области психологии. Постарайтесь разобраться в собственных ощущениях…